Автор: RSBP в Центральной Азии
Дата публикации: 28-05-2019

Концепция финансовой доступности обсуждается уже на протяжении ряда лет под тем или иным названием и с упором на ту или иную область: микрофинансирование, микролизинг, микрострахование, специальные программы поддержки женщин в бизнесе, специальные программы поддержки молодых предпринимателей, программы по обеспечению доступа к финансированию для бедных и т.д.

Что такое «финансовая доступность» и почему эта тема столь важна?

Согласно определению Всемирного банка, финансовая доступность означает, что физические и юридические лица имеют доступ к полезным и доступным финансовым продуктам и услугам, отвечающим их потребностям: к операциям, платежам, сбережениям, кредитам и страхованию, которые предоставляются ответственным и устойчивым способом.1

Наличие какой-либо формы «текущего счета» является первым шагом к более широкой финансовой доступности. Использовать текущий счет для хранения, отправки и получения денег безопаснее, быстрее и эффективнее, чем хранить деньги под подушкой, бегать с сумкой наличных или просить кого-то перевезти для них наличные.

Доступ к удобным, доступным и безопасным финансовым услугам экономит время и силы и позволяет более эффективно использовать время и ресурсы. Наличие таких финансовых услуг также позволяет делать вещи, которые раньше были невозможны, например, оформить страховой полис.

На этом фоне финансовая доступность была определена как фактор, способствующий достижению ряда Целей Устойчивого Развития, сформулированных Организацией Объединенных Наций (ООН). Среди прочего, доступ к финансовым услугам может способствовать созданию рабочих мест и экономическому росту, внедрению «зеленых» технологий, сокращению отходов и повышению качества образования.2

Согласно проведенным оценкам, в настоящее время 1,7 миллиарда взрослого населения не охвачены банковскими услугами.3 Что касается малых и средних предприятий (МСП), то, по оценкам Глобального партнерства за финансовую доступность (the Global Partnership for Financial Inclusion), из 400 миллионов МСП около половины (от 180 до 220 миллионов) все еще имеют неудовлетворенные потребности в финансировании. Объем этого спроса на кредиты составляет от 2,1 до 2,6 триллиона долл. США.4

Если говорить коротко, эффективное банковское обслуживание не охваченного или частично охваченного банковскими услугами населения и МСП способствует ускорению развития.

Обслуживание этой части населения и МСП также открывает огромные возможности для бизнеса.

Что же мешает развитию финансовой доступности?

Финансовую доступность ограничивает целый ряд факторов, включая факторы на стороне спроса и предложения. Наиболее типичные проблемы перечислены в таблице:

Точка зрения поставщиков финансовых услуг

Точка зрения тех, кто не(до)охвачен банковскими услугами, особенно, МСП

Эта клиентская группа не стоит наших усилий (слишком низкая потенциальная доходность / есть другие, более привлекательные возможности)

Предлагаемые услуги слишком дорогие

Работа с этой целевой группой слишком трудозатратная и отнимает много времени

Предлагаемые услуги бесполезны /не удовлетворяют моим потребностям

Данная клиентская группа слишком далеко расположена и/или сильно разбросана

Услуги трудно получить (слишком далеко, требуется слишком много усилий, чтобы получить)

Данная клиентская группа не отвечает требованиям к документации

Предлагаемые услуги сложны для понимания

Данную клиентскую группу трудно понять, информация по кредитной истории отсутствует/недостаточная

Я не соответствую требованиям (по документации, обеспечению) и часто не понимаю, что хочет ФУ

Клиентская группа не отвечает требованиям к обеспечению

Услуги часто предлагаются не вызывающими доверие или неизвестными источниками


Хотя описанные выше факторы в принципе затрудняют финансовую доступность, они особенно актуальны для МСП, поскольку МСП из-за своего размера и сравнительно более высоких требований к финансированию попадают в другую категорию, в отличие от обычных потребителей или микро- и (очень) малых предприятий (ММП). Потребители и ММП, как правило, составляют однородные целевые группы. Подобно мелким потребителям, большинство ММП имеют довольно схожие профиль и потребности. Поэтому для этих целевых групп сравнительно легко определить подходящий подход, процедуры и продукты и добиться их широкого охвата при поддержке новых современных технологий.

Стоит отметить, что за последние годы достигнут существенный прогресс в обеспечении финансовой доступности, во многом благодаря техническим инновациям, которые позволяют собирать и обрабатывать огромные объемы данных, что в прошлом было мало осуществимо. Решающую роль в этом процессе играют новые коммуникационные технологии, такие как смартфоны и цифровые средства сбора, управления, обработки и анализа больших объемов данных. В мире число людей, не охваченных банковскими услугами, сократилось с 2 млрд. в 2011 году до 1,7 млрд. в 2017 году. Доля взрослого населения, имеющего счет банке, увеличилась с 51% до 69% за период с 2011 по 2017 год (с учетом мобильных денежных счетов), и 54% взрослого населения считаются финансово устойчивыми (т.е. в состоянии в течение месяца привлечь средства в размере 1/20 ВНД на душу населения).5

Новые технологии как движущий фактор финансовой доступности

Новые технологии, несомненно, играют важную роль в обеспечении быстрого роста финансовой доступности. По данным «Финдекс», 65% от 1,7 миллиарда не охваченных банковскими услугами взрослых, имеют мобильный телефон, и 25% - доступ к интернету и мобильный телефон. Количество цифровых платежей возросло с 41% в 2014 году до 52% в 2017 году, и этот рост идет быстрее, чем растет число держателей счетов.6

52% взрослых, то есть 76% держателей счетов, совершили или получили хотя бы один цифровой платеж за последние 12 месяцев (в развивающихся экономиках - 44% взрослого населения). Охват мобильными и интернет-услугами также заслуживает внимания (всемирный опрос Института Гэллапа 2017, по данных базы Финдекс): в странах с высоким уровнем дохода 93% взрослых имеют мобильный телефон, 82% - доступ в Интернет и мобильный телефон. Для сравнения, в развивающихся странах значительный процент - 79% имеют мобильный телефон и 40% - доступ к Интернету и мобильный телефон.7

Новые технологии позволяют решить некоторые старые проблемы и разработать новые бизнес-модели. Например, благодаря мобильным телефонам расстояние и затраты, связанные с обслуживанием рассредоточенного целевого сегмента с низким объемом на каждого клиента, перестают быть препятствием, и обслуживание таких клиентов становится не только осуществимым, но и весьма прибыльным. Использование «альтернативных механизмов кредитного скоринга» и «нетрадиционных источников информации» (например, данных, хранящихся в мобильных телефонах) для оценки рисков, в сочетании с новыми технологиями, позволяющими сравнительно недорого хранить и обрабатывать данные, помогает решить проблемы информационной асимметрии и нехватки обеспечения, которые обычно присущи клиентским группам с ограниченным или недостаточно надежным документированием данных.

По мере развития новых технологий развиваются и новые бизнес-модели.

Примеры включают в себя:

  • Кредитование peer-to-peer (P2P), т.е. кредитование физических лиц физическими лицами (или между малыми предприятиями) напрямую, без посредничества финансового учреждения (ФУ). Как правило, поиск подходящего кредитора или заемщика обеспечивается через онлайн-услугу.
  • Краудфандинг, т.е. привлечение небольших сумм от большого числа людей для финансирования (нового) предприятия - через социальные сети/вебсайты, где кредитор и заемщик (инвестор и предприниматель) могут устанавливать контакты.
  • Технология блокчейн, т.е. цифровой журнал транзакций, где транзакции (например, по операциям в криптовалюте) регистрируются в хронологическом порядке; параметры транзакций публичны.
  • Смарт-контракты, т.е. самозавершаемые контракты, в которых условия соглашения между покупателем и продавцом напрямую записываются в строки кода. Код и содержащиеся в нем соглашения доступны через децентрализованную сеть блокчейн; транзакции являются отслеживаемыми, прозрачными и необратимыми.
  • Платформы электронной коммерции, т.е. платформы, позволяющие проводить коммерческие сделки в онлайн-режиме.

Новые технологии и новые бизнес-модели - панацея?

Новые технологии и новые бизнес-модели играют важную роль в повышении финансовой доступности. Но на сегодня большинство финтех-моделей кредитования оказались пригодными лишь для сравнительно небольших сумм, т.е. для потребительского кредитования и кредитования совсем небольших (микро) предприятий, но не для крупных сумм и верхнего сегмента МСП. Кроме того, на практике некоторые модели оказались не столь устойчивыми, как ожидалось: это привело к большому числу просрочек, что негативно сказалось на кредитных историях физических лиц и предприятий и т. д. (например, в Африке). Ряд платформ (например, в Китае) и блокчейнов обанкротились или свернули свою работу из-за ошибок в управлении, мошеннических действий или взлома. Еще важнее то, что многие предложения не отвечают фактическим потребностям физических лиц и, особенно, малых предприятий. То есть типовые продукты часто не соответствуют потребностям бизнеса, так как суммы слишком малы или велики, а сроки погашения слишком короткие или длинные, и т. д.

А что же малые и средние предприятия (МСП)?

В сравнении с потребительскими кредитами и кредитами для ММП, МСП нуждаются в более крупных суммах. Это само по себе меняет профиль риска и влияет на условия, на которых поставщики финансовых услуг готовы предоставлять финансирование. В отличие от потребителей или ММП, МСП зачастую нуждаются в более индивидуально адаптированных продуктах, поэтому полностью стандартизированный подход и типовые продукты не всегда могут удовлетворить их фактические потребности. Вместе с тем, многие МСП все еще имеют схожие с ММП характеристики в том, что касается прозрачности, надежности документации, документально оформленных активов и наличия залогового обеспечении. Все это тоже влияет на профиль риска и на выбор подходящей технологии для оценки кредитоспособности МСП, обратившихся за кредитом. МСП, как правило, отличаются многообразием, то есть как целевая группа они не столь однородны, как микро и нижний сегмент малого бизнеса. Поэтому технологии, успешно применяемые к потребительским кредитам или ММП, часто не подходят для МСП. И то же самое можно сказать о многих новых технологиях и бизнес-моделях.

Так что на сегодняшний день кредитование МСП на основе денежных потоков - то есть исходя из принципа «знай своего клиента», истинного понимания фактических денежных потоков, фактических активов, прибыли, истории и планов бизнеса - представляется пока наиболее надежной и устойчивой моделью, пусть даже не самой дешевой и простой в реализации. А благодаря новым технологиям, этот подход, несомненно, станет привлекательным для финансовых организаций. С помощью новых технологий можно снизить затраты, связанные, например, со сбором, хранением и обработкой данных, а также затраты на обслуживание и более широкое привлечение клиентов МСП.

Тем не менее, просто предлагая цифровые услуги или используя новые бизнес-модели, мы не можем решить все фундаментальные проблемы. По-прежнему нерешенными остаются проблемы, связанные с низкой финансовой грамотностью/отсутствием финансового ноу-хау у физических лиц и МСП, с вопросами защиты прав потребителей, с другими пробелами в нормативно-правовом поле, с отсутствием ноу-хау у финансовых учреждений в том, как оценивать МСП и предлагать финансирование, адаптированное к потребностям МСП. Также остается проблема нехватки долгосрочных кредитных ресурсов, в идеале, в местной валюте, чтобы иметь возможность предлагать МСП (инвестиционное) финансирование под индивидуальные потребности. И как раз в решении этих вопросов определенную роль могут сыграть правительства, международные финансовые институты (МФИ) и другие международные организации.

Роль государства, международных финансовых институтов и других организаций

Чтобы ускорить развитие ММСП в принципе, необходимо выполнить ряд условий и требований. Это включает в себя создание среды, в которой новые технологии и новые бизнес-модели могли бы устойчиво и эффективно работать, одновременно повышая фактическую финансовую доступность.

И задача по созданию необходимых условий лежит на политиках и законодателях. Требования и условия, необходимые для расширения финансовой доступности, в первую очередь, включают:

  • наличие законодательного регулирования, допускающего альтернативное финансирование, но при этом обеспечивающего защиту прав потребителя и финансовую стабильность;
  • функционирующие бюро кредитных историй/информационную инфраструктуру, необходимую для поддержки оценки кредитного риска / хранения информации о кредитных историях / предоставления доступа к кредитным историям;
  • государственную поддержку: государственные (в идеале, частно-государственные) механизмы разделения рисков, например, гарантийные схемы, частно-государственные акционерные фонды; проведение кампаний по повышению финансовой грамотности и т.д.

МФИ и другие организации могут сыграть важную роль, оказывая поддержку правительствам в создании необходимых условий для расширения финансовой доступности для физических лиц и ММСП путем:

  • оказания поддержки законодателям и правительствам в формировании необходимой законодательной среды и механизмов разделения рисков;
  • определения стандартов Управления социальной эффективностью (Social performance management (SPM));
  • поддержки в создании функционирующих бюро кредитных историй / информационной инфраструктуры;
  • поддержки инициатив по повышению финансовой грамотности.

Кроме того, конкретно МФИ могут сыграть решающую роль путем предоставления ФУ долгосрочных кредитных ресурсов (в идеале, в местной валюте) для финансирования МСП и технической помощи для расширения ноу-хау ФУ в вопросах адаптации услуг к потребностям МСП.

Роль Региональной программы малого бизнеса (RSBP) в Центральной Азии в расширении финансовой доступности

Программа RSBP была создана при поддержке ЕБРР и Европейского Союза с целью расширения ноу-хау финансовых учреждений в сфере финансирования ММСП и поощрения использования цифровых средств (новых технологий) в коммуникации и обучении. В частности, с целью улучшить работу ФУ с малым бизнесом RSBP предлагает финансовым учреждениям Центральной Азии очное обучение (по определенным темам) и доступ к информации и обучению в режиме онлайн. Делая основной упор на развитие и использование платформы для передачи и обмена информацией, RSBP также способствует переходу ФУ в Центральной Азии к новым технологиям.

Тем самым RSBP способствуют расширению финансовой доступности МСП, а также освоению новых технологий в финансовых секторах Центральной Азии.

 

[1] Financial Inclusion

[2] Цели устойчивого развития ООН

[3] https://globalfindex.worldbank.org/

[4] GPFI Report Alternative Data Transforming SME Finance.pdf

[5] GNI p.c. stands for Gross National Income per capita

[6] https://globalfindex.worldbank.org/

[7] Mobile Tech Spurs Financial Inclusion in Developing Nations