Автор: RSBP в Центральной Азии
Дата публикации: 25-06-2020

В условиях пандемии COVID-19 барьеры, которые стояли и стоят на пути развития женского предпринимательства, усугубили и могут еще сильнее навредить будущему женского бизнеса.
Поэтому именно сейчас, еще более критично необходимо посмотреть на эти барьеры и найти подходы и инструменты для смягчения воздействия кризиса на женщин и на женский бизнес.

В условиях пандемии COVID-19 барьеры, которые стояли и стоят на пути развития женского предпринимательства, усугубили и могут еще сильнее навредить будущему женского бизнеса.

Поэтому именно сейчас, еще более критично необходимо посмотреть на эти барьеры и найти подходы и инструменты для смягчения воздействия кризиса на женщин и на женский бизнес.

Оценивая прошлое и заглядывая в будущее, многочисленные международные институты и аналитические центры утверждают, что, если женщины-предприниматели играли бы более активную роль, в мировой экономике были бы достигнуты огромные выгоды. Еще до начала кризиса, вызванного ограничительными мерами по преодолению COVID-19, анализ, проведенный Boston Consulting Group показал, что, если бы женщины и мужчины участвовали в качестве предпринимателей на равных, глобальный ВВП мог бы возрасти примерно на 3–6%, что привело бы к росту мировой экономики на 2,5–5 трлн долларов США.[i] Это огромные цифры! Сейчас в условиях пандемии говорить о росте экономик многих стран не приходится. А вопросы гендерного неравенства еще острее встали на повестке многих стран и экономик.

Как и большинство стран мира, страны Центральной Азии провозгласили свою приверженность достижению гендерного равенства и расширению экономических возможностей женщин. [ii] Однако анализ данных демонстрирует, что эффективные инструменты расширения экономических возможностей женщин так и не были созданы: до кризиса мы видели значительный разрыв в занятости и заработной плате, а доступ женщин к финансированию в Центральной Азии являлся ограниченным, как и во многих других странах мира[iii].

Таблица 1 Женщины в рабочей среде[iv]

 

Женское население, % от общего населения

Доля женщин занятых в рабочей среде, %

Доля предприятий с топ-менеджерами женского пола, %[v]

 Казахстан

51,5

48,0

26,0

 Кыргызстан

50,5

38,4

32,9

 Узбекистан

50,1

40,8

12,4

 Таджикистан

49,6

37,3

6,6

 

Женщины составляют почти половину населения стран Центральной Азии, где наибольшей долей женщин в рабочей среде обладает Казахстан (48,4%). Данные о представленности женщин на руководящих должностях свидетельствуют о предпочтениях работодателей в пользу мужчин, а не женщин. Цифры ярко показывают, что женщины на пути карьерного роста сталкиваются с так называемым «стеклянным потолком» и остаются на рядовых позициях. И, как следствие, низкий уровень участия женщин в процессах принятия решений и представленности на высших руководящих должностях. Данная тенденция частично объясняется дискриминационными отношением и стереотипными представлениями о женщинах-руководителях, а также естественным отбором, когда мужчины «отбирают себе подобных». Здесь и проблема дискриминации по половому признаку при приеме на работу, продвижению по служебной лестнице, и тут же, как следствие, большая представленность женщин в неформальном секторе экономики[vi].

Даже в бескризисном периоде мобильность, продвижение по карьерной лестнице женщин и успешность в предпринимательской деятельности ограничены по причине нехватки времени для роста, саморазвития и развития бизнеса из-за домашнего труда, ухода за детьми и пожилыми родственниками.[vii]

Описанные выше обстоятельства препятствуют развитию женского предпринимательства в Центральной Азии. И, как следствие, когда женщины начинают свое дело, то в основном инвестируют в специфические предприятия, которые часто в сравнении с мужскими предприятиями являются низкорентабельными[viii]. Учитывая все вышеописанные ограничения, будет несложно предугадать, что женщины в бизнесе больше, чем мужчины ограничены и в доступе к финансированию.[ix]

 

COVID-19 общей волной негативно влияет, как на женские, так и на мужские предприятия.

По прогнозам, в результате принимаемых мер по сдерживанию вируса мировая экономика резко сократится на 3% в 2020 году, что намного хуже, чем во время финансового кризиса 2008–2009 годов.[x]

Этот кризис беспрецедентным образом воздействует на предприятия всех размеров и типов по всему миру, и страны Центральной Азии − не исключение. Многие были вынуждены приостановить или вовсе закрыть свой бизнес. По всему миру наблюдаем рост безработицы, а это, в свою очередь, приводит к падению потребления товаров и услуг (население не в состоянии платить), и, как следствие, губительно отражается на экономических перспективах предприятий.

Бизнес, который продолжает работать, сталкивается с меньшими оборотами, более низкой прибылью или вовсе работает в убыток. В таких условиях многие предприятия будут все чаще сталкиваться с трудностями в обслуживании своих обязательств перед финансовыми партнерами (в т.ч. финансовыми организациями).

Особенно страдают микро, малые и средние предприятия (ММСП). С одной стороны, им легче адаптироваться, поскольку обычно они более гибкие (особенно малые и средние предприятия, когда речь идет о сокращении расходов, поиске новых поставщиков, поиске новых источников получения прибыли и т. д.). Однако в то же время они особенно уязвимы, потому что, как правило, имеют более низкий уровень производительности, меньше активов и более ограниченные денежные резервы, на которые можно было бы рассчитывать в условиях кризиса. И тут же такие факторы, как отсутствие необходимого делового и практического опыта, минимум ноу-хау, низкий уровень финансовой грамотности, ограниченный доступ к финансам, которые и в бескризисное время негативно влияют на рост и развитие ММСП.

Для женщин, которые управляют бизнесом, ситуация усугубляется еще и традиционной нагрузкой по уходу за детьми и родственниками (особенно с учетом карантинных мероприятий по закрытию школ, детских садов, иных учреждений). И, как следствие, у женщин больше, чем у мужчин выходят на первый план и/или усугубляются такие факторы, как острая нехватка времени для принятия антикризисных мер и ведения бизнеса. Учитывая, что в сравнении с мужским, женский бизнес часто меньше и/или сосредоточен в низкорентабельных сферах, то многим женским предприятиям, на которые легла еще и дополнительная нагрузка, может просто не хватить знаний, навыков, времени, финансовых возможностей, чтобы своевременно отреагировать на кризис и вернуться к нормальной деятельности.

 

Ответные меры государственных, международных и финансовых организаций

  • Большинство стран Центральной Азии разработали конкретные экономические меры, направленные на поддержку предпринимательской деятельности. Для предприятий созданы условия для повышения ликвидности и упрощены кредитные линии. Кроме этого, были продлены или приостановлены сроки выплаты по существующим кредитам. Некоторые банки и другие финансовые организации предоставили отсрочки погашения кредитов. Правительства стран ЦА, среди прочих мер, предоставили налоговые льготы и налоговые каникулы для МСП, продлили сроки предоставления налоговых деклараций, продлили сроки налоговых платежей, приостановили налоговые проверки или освободили большую часть предприятий от социальных взносов. Были предприняты меры социальной защиты и предоставлены субсидии, а также продовольственные корзины наиболее уязвимым.
  • Страны в Центральной Азии получили чрезвычайное финансирование для смягчения непосредственного экономического воздействия вируса. Например, Кыргызстан был первой страной, получившей средства от МВФ в объеме 120 млн долларов США. В Таджикистане МВФ одобрил немедленное списание долга правительству, а ЕС предоставил помощь в размере 48 миллионов евро. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для стран присутствия предложил меры льготного финансирования для МСП и механизмы экстренного финансирования для защиты ликвидности банков. Многие другие международные организации, которые присутствуют в странах региона, оперативно отреагировали и перенастроили свои программы технической помощи, направив усилия на борьбу с влиянием кризиса на население, предприятия и экономику в целом.

Чтобы справиться с текущим кризисом и его последствиями, всем ММСП необходима поддержка, а женщины в бизнесе особенно нуждаются в поддержке, учитывая специфику ведения бизнеса и обстоятельства, которые ограничивают деятельность даже в стабильных экономических условиях. Правительственные организации, международные инвесторы, а также финансовые учреждения могут играть важную роль в преодолении кризиса.

 

Финансовые учреждения, государственные и частные компании на пути минимизации воздействия кризиса на бизнес (особенно женский)

  • Финансовые учреждения могут адаптировать инструменты и подходы к оценке текущих потребностей бизнеса с учетом текущих реалий. Многие эксперты говорят о реструктуризации долга, дополнительном кредитовании бизнеса и т.д. Но такие мероприятия должны быть клиенто-ориентированными, экономически обоснованными и грамотными, так как новый кредит или отсрочка погашения — не всегда лучшее решение для бизнеса. Кризис ведет к дальнейшему увеличению высокой долговой нагрузки, и для многих предпринимателей рост задолженности может стать экономически губительным.
  • Важно научиться качественно оценивать и анализировать ситуацию в бизнесе и предоставлять не массовые решения, а индивидуальные и обоснованные.
  • Разрабатывать и внедрять программы субсидирования и финансовой поддержки бизнесов, которые из-за влияния кризиса вынуждены временно приостановить деятельность. Особенно - для женщин, потому что из-за традиционной роли женщин в семьях они оказались более подвержены воздействию кризиса и пострадали больше.
  • Инициировать и создавать дискуссионные площадки для обмена опытом, что критично для любого бизнеса, но особенно для женщин, которые даже в нормальных обстоятельствах имеют меньше связей и социальных контактов для обмена опытом, нежели мужчины. Такие площадки, например, помогут быстрее распространять информацию о различных мерах для бизнеса по преодолению кризиса, делиться идеями и ноу-хау, которые помогут преодолеть влияние пандемии.
  • Проводить образовательные/информационные программы/мероприятия для предпринимателей и предприятий.

Они могут быть направлены на то, чтобы помочь бизнесу построить прогноз по ключевым показателям в период неопределенности, научить и помочь переформатировать бизнес, вывести новые услуги и продукты на рынок. Также это могут быть мероприятия по повышению финансовой грамотности или на более узко-специализированные темы, такие как бухгалтерский учет, маркетинг, IT и т.д. Учитывая специфические барьеры, с которыми сталкиваются женщины, а именно: нехватка времени на саморазвитие и отсутствие знаний и навыков, инициировать и создавать специальные программы обучения именно для женщин, чтобы в это сложное время дать им толчок и оказать поддержку. Они, как никогда, нуждаются в предоставлении консультаций в направлении повышения деловых навыков, делегирования и управления бизнесом в условиях ограничений.

  • Способствовать развитию специальных программ поддержки предпринимательства в сфере информационных технологий. Электронная коммерция практична и показывает себя с лучшей стороны во время кризиса, когда все вынуждены были дистанцироваться, и многим бизнесам необходимо было перенастроить свою деятельность. Для женщин это оказалось сложнее, чем для мужчин, так как они и в этой области уступают мужчинам[xi]. Поэтому важно способствовать обучению всего сектора ММСП специальным навыкам и наряду с этим проводить пропаганду против гендерных стереотипов женщин в сфере IT.
  • Развивать инфраструктуру по уходу за детьми, пожилыми и болеющими родственниками.
  • В более широком смысле, необходимо создавать системы для поддержки лидерства, где мужчины и женщины имеют равные права и возможности, до того, как случится следующий кризис. Это возможно сделать, вооружив женщин навыками, обучением и возможностями занимать лидирующие позиции, как во главе предприятий, так и среди бизнес-предприятий, в которых собственниками и управленцами являются женщины, и выступая в поддержку изменений, которые были затронуты в этой статье.

Если бизнес и мужской, и женский будет иметь равные возможности, и компании, даже самые маленькие, будут более подкованы, им будет проще удержать свой бизнес на плаву, планировать будущее или даже начинать новый бизнес.

Условия, в которых мир оказался из-за вируса SARS-CoV-2, дают нам возможность осуществить изменения, которые могут защитить бизнес от самых тяжелых ударов: закрытия сейчас и в будущем.

Всем предстоит пройти сложный и долгий путь. Но этот путь может быть справедливым, если мужчины и женщины будут иметь равный доступ к возможностям!

 

 

Дополнительные источники информации:

[i] https://www.bcg.com/publications/2019/boost-global-economy-5-trillion-dollar-support-women-entrepreneurs.aspx

[ii] https://eca.unwomen.org/en/news/stories/2015/09/30-countries-in-europe-and-central-asia-have-stepped-it-up.

[iii] The Global Gender Gap Report 2018, World Economic Forum (см. «List of Countries»)

[iv] The Global Economy.com serves researchers, https://www.theglobaleconomy.com/economies/

[v] World Bank, https://www.enterprisesurveys.org/en/data

[vi] Maltseva, Irina. (2007). Gender equality in the sphere of employment. Dushanbe: United Nations Development Fund for Women.

[vii] ILOSTAT, ILO Department of Statistics, 2020, https://ilostat.ilo.org  [accessed 7 May 2020]; ILO: A quantum leap for gender equality: for a better future of work for all (Geneva, 2019). До кризиса, вызванного COVID-19 каждый день во всем мире на неоплачиваемую работу по уходу тратилось 16,4 миллиарда часов, причем более 2/3 выполняли женщины

[viii] Zbierowski, P. (2017). The Aspirations of New Technology-Based Firms in CEE and CIS Countries. Foresight and STI Governance, vol. 11, issue 3, pp. 50-60. Казахстан является исключением, где доля женщин в высокотехнологичных предприятиях составляет 52,1% и в низко технологичных предприятиях – 49,1%. А вот для таких стран, как Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан реальной проблемой остается низкая прибыль и производительность их бизнеса из-за того, что большинство компаний, собственниками которых являются женщины, в целом имеют небольшие размеры и нанимают меньше работников.

[ix] The World Bank, https://www.worldbank.org/en/topic/smefinance. Эксперты Всемирного Банка еще до кризиса оценивали, что в микро-, малых и средних предприятиях (МСП), принадлежащих женщинам, во всем мире существует дефицит финансирования в размере 1,7 триллиона долларов США (из них 103 биллиона долларов США в Странах Центральной Азии и Европы).

[x] International Monetary Fund , World Economic Outlook Reports, World Economic Outlook, April 2020: The Great Lockdown, https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020

[xi] Согласно данным Международного союза электросвязи, агентства ООН в среднем женщины используют и получают доступ к цифровым технологиям реже, чем мужчины (например, доля женщин, пользующихся интернетом, в 2019 году составила 48% против 58% мужчин во всем мире

 - Pictures designed by Freepik